Суббота, 20.04.2024, 09:10
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Блог
Главная » 2010 » Май » 14 » Сетевые сообщества учителей
12:52
Сетевые сообщества учителей
Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. В этой главе мы рассмотрим некоторые сетевые сообщества, а именно, виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом. Это - Содружество методических объединений (СОМ) http://center.fio.ru/som/, Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет http://pedsovet.alledu.ru, «Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), некоторые региональные объединения учителей России и Еропейская Школьная Сеть www.eun.org.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

В Росси в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей предметников, например, на сайте Федерации Интернет Образования, Московского центра интернет-образования http://center.fio.ru/som/ СОМ - Содружество методических объединений – это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы. На страницах, посвященных любому учебному предмету, можно найти: минимумы или стандарты образования; рекомендованные МО РФ или авторские программы; примерные поурочные планы; методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке; методические рекомендации по преподаванию конкретных тем; аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними; интересные научные факты и открытия; варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ; учебную и методическую литературу по предметам, а также аннотации новых публикаций (как электронных так и традиционной печатной продукции); биографии ученых; аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения; интересные исследовательские работы учащихся; информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое. СОМ - это профессиональное сообщество учителей, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе.

Хотелось бы отметить особую роль виртуального методического объединения (ВМО) для учителей иностранных языков. В настоящее время возрастает интерес людей разных национальностей друг к другу, наблюдается сближение культур, духовных идеалов, направленных на взаимопонимание, взаимообогащение. Одним из показателей развития современной личности является свободное владение иностранными языками. Знания иностранных языков способствуют сближению культур разных народов, развитию дружественных отношений между ними, интеграции их ментальных сущностей. От учителя иностранного языка во многом зависит и знание иностранного языка его учеников. Современные средства обучения (компьютеры, мультимедийные обучающие программы, интернет) позволяют учителям иностранных языков изменить формы и методы работы на уроках, сделать процесс обучения более интересным и эффективным, повысить интерес учащихся к изучению иностранных языков. Возможности Интернет (электронная почта, форумы, чаты) позволяют создать условия общения школьников с носителями языка, приближённые к реальным.

Стремительное развитие общества, глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному учителю.

В условиях Интернет человек не одинок, ему открыт весь мир. Интернет предоставляет учителям иностранного языка уникальную возможность проявить свой профессионализм, организовать свою профессиональную деятельность в сети, обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Современный учитель иностранного языка постоянно испытывает потребность общения с коллегами, обмена опытом, консультаций со специалистами не только внутри своего коллектива или региона, но и с зарубежными коллегами. Такую возможность предоставляет интернет. Всё заметнее возрастает потребность учителей иностранных языков в активизации своей профессиональной деятельности в сети. Но проводимые в сети мероприятия зачастую носят бессистемный характер. В целом, деятельность учителей иностранных языков в сети ещё не достаточно организована. Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям иностранных языков найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку, не выходя из дома и не отрываясь от учебного процесса.

Такое сетевое пространство - это виртуального методическое объединение (ВМО) учителей иностранных языков, имеющее научную базу в общей системе непрерывного образования. Основные цели данного объединения это подготовка учителей иностранных языков для профессиональной деятельности в сети, организация и проведение курсов повышения квалификации через дистанционную форму обучении. Учителям иностранных языков предлагаются рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т.д.). ВМО учителей иностранных языков это база информационных ресурсов, это место профессионального сетевого общения и повышения квалификации.

Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования предлагают другую форму общения работников образования. Накануне нового учебного года глобальная сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на очередной Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет http://pedsovet.alledu.ru . Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Интернет-педсовет – это сетевое сообщество работников образования. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сёл делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учёными, специалистами системы образования. Важно отметить, что процент участников из сельской местности ежегодно увеличивается. Сегодня темы педсовета волнуют все педагогические коллективы. Благодаря реализации государственной программы «Компьютеризация сельских школ», учителя многих сельских школ получили возможность активного участия в интернет-педсовете. Участники Всероссийского интернет-педсовета обсуждают актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делятся своими успехами в школе, городе, селе, районе. В настоящее время в сети Интернет можно найти множество разнообразных курсов для учителей и школьников. Как правило, они проводятся отдельными центрами в разных регионах страны по своему собственному плану. Это всевозможные виртуальные викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д. В своём большинстве, данные мероприятия, безусловно, полезны, но существуют и такие, которые организуют малоквалифицированные специалисты, не владеющие педагогическими технологиями. Поэтому многие педагоги поддерживают идею создания централизованной государственной программы дистанционного обучения переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Бурное развитие информационных технологий позволяет осуществить данную идею. Виртуальные педагогические советы объединяют учителей-единомышленников, способствуют образованию педагогических сообществ.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей это проект «Интернет - государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта - Создание сетевого сообщества творческих учителей.

Цели и задачи данного сообщества:

  1. Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя
  2. Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность
  3. Создание и поддержка новых образовательных инициатив
  4. Создание единого информационного педагогического ресурса
  5. Организация практической деятельности учителей в сети.
  6. Развитие и реализация творческих способностей участников проектов
  7. Создание пространства психологической комфортности учителя.

ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов («Территорий»), связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»: знакомство участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, участие в деловых играх, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний, создание своих тестов и методическая помощь учителям.

Россия это огромная территория. В каждом регионе имеются свои образовательные сетевые центры, где успешно действуют региональные виртуальные объединения учителей. Так, например, в Мурманской области в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования (МОИПКРО www.moipkro.ru) создано виртуальное методическое объединение учителей информатики. Данное ВМО это добровольное профессиональное сообщество преподавателей, применяющих в обучении со школьниками и учителями новейшие информационные технологии, формы и методы.

Основная цель ВМО учителей информатики Мурманской области это организация информационного образовательного пространства Мурманской области для дистанционного повышения квалификации, обмена передовым педагогическим опытом, методическими наработками, программами, электронными учебными материалами.

Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования стал одним из победителей конкурса в программе Intel "Обучение для будущего". С программой "Обучение для будущего" можно познакомиться на сайте http://www.iteach.ru.

В каждой стране имеется своя образовательная сеть. В Эстонии уделяется большое внимание внедрению информационных технологий в образование. Время не стоит на месте. В Миксике - учебной виртуальной среде http://miksike.net/ происходят большие изменения: для учителей и учащихся русских школ подготовлен новый сервер на русском языке. Он дает новые возможности использования информационных технологий на уроке. На эстонском языке сервер успешно начал свою работу, учителя из эстонских школ активно используют новые возможности сервера в своей работе. С работой сервера можно познакомиться по адресу: http://uus.miksike.ee/. Для работы в новых условиях требуются определенные навыки и умения. Для этого Миксике проводит обучение учителей. Курс "Миксике - новые возможности использования инфотехнологий на уроках" дает учителям новые знания и умения, позволяющие сделать учебный процесс интереснее, повысить познавательную деятельность учащихся.

В последнее время в прессе всё чаще появляется информация о международных сетевых сообществах в сфере образования. В 2004 году в столице Великобритании прошла первая конференция учителей-новаторов Microsoft Forum for Innovative Teachers, на которую собралось около ста педагогов из 45 стран Европы. Целью данного мероприятия является формирование международного сообщества учителей, активно использующих в своей работе новейшие информационные технологии, и предоставление им возможности обмена опытом со своими коллегами из различных стран мира. Представительство Microsoft в России и СНГ оказывает поддержку российским участникам конференции.

Информационное пространство, предназначенное для учителей и учащихся, уже давно зарекомендовало себя в Европейской сети. Это сервер Европейской школьной сети (www.eun.org). Европейская Школьная Сеть - это международное сообщество более чем 26 Европейских Министерств образования, целью которого является внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT – Information and Communications Technology) в образование Европы. Главный офис находится в Брюсселе (Бельгия), более 30 специалистов организуют деятельность этого сообщества.

Одним из значительных разделов Европейской Школьной Сети является Виртуальная школа (Virtual School) http://www.eun.org/vs.

Виртуальная Школа создана учителями для учителей и является «местом встречи» учителей из разных стран для обсуждения методических вопросов, планов уроков, обмена опытом использования информационных технологий в процессе обучения разным предметам. Учителя единодушно заявляют: «Мы поддерживаем использование информационных технологий в школах. Это облегчает процесс объединения школ Европы». Виртуальная Школа образована группой европейских учителей, которые создали сообща различные образовательные ресурсы. Сто учителей из 17 стран Европы собрали образовательный материал по направлениям: искусство, биология, химия, культура, экономика и бизнес, английский язык, французский язык, испанский язык, окружающая среда, география, история, литература, математика, музыка, физика, начальная школа и др. Учителям предоставляется возможность размещения на сайте интересных разработок своих уроков, внеклассных мероприятий и других материалов для того, чтобы большее количество людей могли воспользоваться ресурсами.

В Европейской Школьной сети для учителей имеется раздел «Новости» Teachers Newsletter, на которые можно подписаться teacher-letter-en-subscribe@listserv.eun.org. Дважды в месяц рассылается информация о последних проектах в сети, образовательных ресурсах, об интересных событиях школьной жизни разных стран. Эти новости рассылаются тысячам школ и институтов стран Европы и других стран. Информация даётся на 11 языках - английском, французском, португальском, испанском, итальянском, датском, шведском, голландском, еврейском, славянском и исландском.

Ещё одним важным разделом Европейской Школьной сети является «место» общения – Collaboration Area – www.eun.org/projects/. Этот раздел предназначен для школ и учителей, в данный момент принимающих участие в международных проектах, интересующихся проводимыми проектами и желающих найти партнёров по переписке. Главная цель этого раздела – помощь в организации и проведении телекоммуникационных проектов среди школ из разных стран. Постоянно действующий форум помогает решить многие вопросы, связанные с проведением проектов.

Материал подготовлен на основе статьи Владимировой Л.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей. Лаборатория ДО ИСМО РАО. 

Просмотров: 4736 | Добавил: FIN | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024