Вторник, 22.05.2018, 18:50
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Каталог статей
Главная » Статьи » Дистанционное обучение

E-DIDACTICS КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Интенсивные изменения педагогической практики последних десятилетий связаны с возрастанием роли E-learning. Под Е-learning понимают систему электронного обучения, синоним таких терминов, как, «дистанционное обучение», «обучение с применением компьютеров», «сетевое обучение», «виртуальное обучение», «обучение при помощи информационных и электронных технологий».

Нами E-learning определяется следующим образом: 

E-learning - это процесс обучения с использованием систем сетевого взаимодействия(1)

Вместе с тем, можно с уверенностью констатировать, что практика E-learning в России ушла далеко вперед в сравнении с разработкой теоретических основ, что породило ряд противоречий.

Выявленные противоречия позволяют говорить о необходимости разработки упорядоченного теоретического базиса E-learningE-didactics, которая понимается нами следующим образом:

E-didactics – область современной дидактики, исследующая законы, закономерности, принципы и средства электронного обучения, применяемые с целью дистанционного приобретения компетенций.  (2)

Термин E-didactics используется нами в противопоставлении с существующими на данный момент в отечественной педагогике дефинициями «электронная дидактика» (Е.В. Ширшов, Н.Е. Бекетова и др.) и «дидактика дистанционного обучения» (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской и др.).

Резюмируя вышесказанное, можем утверждать, что ни одна из имеющихся в современной отечественной педагогической науке дефиниций («электронная дидактика», «дидактика дистанционного обучения»), на наш взгляд, не отражает полностью сути данного явления. Гораздо более близким нашему пониманию специфичной дидактической системе электронного обучения является распространенный в европейской педагогической среде термин e-didactics, в силу того, что именно педагогическая система европейских государств на сегодняшний момент активно реализует свои функции на базе сложившейся информационно-коммуникационной системы.  В то же время, несмотря на близость в понимании феномена E-didactics, определяемого в зарубежной педагогической среде следующим образом:    «E-Didactics is the set of Knowledge, Processes and Strategies intended  to   guarantee   to   one   or   more   individuals   the acquisition   "at  distance"  of competences  represented  by  specific Didactic Objectives», нельзя говорить о его абсолютной идентичности, что обусловлено различиями в образовательных системах, уровне технической оснащенности и, наконец, менталитете в целом. 

В связи с изменениями в рамках E-didactics форм, содержания, условий и принципов обучения в сопоставлении с соответствующими элементами классической (безкомпьютерной) дидактики можем говорить об особой парадигме E-didactics, целью которой является дистанционное приобретение компетенций. Под  классической дидактической системой (классической дидактикой) мы будем подразумевать систему безкомпьютерного обучения), представленное П.И. Пидкасистым, как педагогической теории обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм,

Для полноценного понимания сути E-didactics необходимо определить её цель, объект и предмет.

Необходимо заметить, что если ключевыми фигурами классических дидактических систем являются учитель и ученик, которые находятся в прямом взаимодействии, то в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий такое взаимодействие происходит посредством компьютерной техники, что отражается на этапах преподавания и функциях учителя в целом.

Во многих прогрессивных современных системах обучения функция преподавания сведена к минимуму, вместо «передачи знаний» учитель занимается организацией учения или самообучения учащихся, созданием об­разовательных ситуаций. Педагог в этом случае не отвергается, но его функции ограничиваются созданием образовательной среды для деятельности ученика и помощью в его самообучении. В такой дидактической системе центр управления образованием передастся учащемуся, педагог заботится лишь о выявлении и развитии меха­низмов его самообучения.

Это не означает, что педагогическое руководство должно отступить на второй план, стать фоном, инструментарием, пассивно способствующим реализации целей обучения. Создавая ситуации, стимулирующие и формирующие личностные качества обучающихся, хороший педагог делает нити педагогического руководства малозаметными, неощутимыми, но действенными, эффективными (В.В. Краевский).

E-didactics вносит свои коррективы и предлагает оставить только подготовительный и контролирующий этапы преподавания.

Например, В.И.Андреев считает, что смысл образования состоит в создании условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспита­ние, а развития в творческое саморазвитие личности.

Подобное изменение функций учителя от обучающей к «направляющей» не является новшеством и определяется в европейской педагогической системе как «тьюторство».

Основная функция тьютора – организация рефлексии обучающегося и его направленность на самостоятельность в обучении и получении компетенций, что является ключевым моментом в E-didactics.

Учитывая роль тьютора в образовании именно как наставника учебного процесса, а не как учителя, который передает «свои знания», можем вести определение E-tutor.

Е-tutor – субъект электронного обучения, выполняющий функции организации, координации, контроля приобретения компетенций   (3)

В определении 2 выражение «дистанционного» имеет фундаментальное значение для определения структуры E-didactics: оно характеризует внутреннюю природу образовательного процесса с точки зрения самообучения.

Главным и решающим фактором перехода системы образования в систему самообразования является помещение ученика в информационную образовательную среду, начальным этапом которого можно считать внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.

Таким образом, E-didactics исследует E-learning как процесс обучения, функционирующий посредством помещения обучающегося в информационную образовательную среду с доминирующей тенденцией к самообучению.

Исходя из этого можем ввести новую дефиницию в электронной дидактике – E-self-learner.

Е-self-learner – субъект электронного обучения, преследующий цель приобретения компетенций в процессе самообучения    (4)

Из определений 3 и 4 мы можем увидеть взаимосвязь субъектов электронного обучения E-tutor`а и Е-self-learner`а, направленную на саморазвитие участников процесса обучения.

В данном случае  саморазвитие будет подразумевать как личностную возможность самообучения в информационной образовательной среде и рефлексию получаемой информации, что наталкивает на мысль о введении такого понятия как электронная обучаемость (E-lernerability) – предмет E-didactics.  

Е-lernerability – процесс восприятия информации посредством сетевого взаимодействия субъектов электронного обучения, ведущий к достижению цели E-learning.  (5)

Процесс электронной дидактики проходит в несколько этапов:

1. Переходя в информационное образовательное пространство, процесс обучения трансформируется в Е-learning. При этом статусы УЧИТЕЛЯ и ученика меняются в E-tutor и E-self-learner соответственно.

2. Основной задачей E-tutor`а становится организация E-learning. В результате воздействия ИОС и восприятия информации (Е-lernerability) происходит самообучение E-self-learner`a.

3. По окончании обучения E-self-learner, выходя из системы электронного обучения, приобретает компетенции, что обусловливает достижение цели E-learning.

Таким образом, E-didactics рассматривает обучение как средство передачи социального опыта и приобретения компетенций с использованием систем сетевого взаимодействия, отвечая тем самым на главные дидактические вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?» и «Как учить?».

Категория: Дистанционное обучение | Добавил: FIN (21.08.2012)
Просмотров: 775 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018