Среда, 24.04.2024, 14:02
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Каталог статей
Главная » Статьи » Дистанционное обучение

E-LEARNING КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В XXI ВЕКЕ

E-learning как форма организации учебного процесса в XXI веке

 

И.Н. Фролов

Липецкий государственный

педагогический университет

 

Современной дидактике известны три основные системы организации учебного процесса:

1) индивидуальное обучение;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.

Все они отличаются друг от друга количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства со стороны педагога.

Сегодня в российской школе повсеместно применяется классно-урочная система обучения, предложенная Я.А. Коменским ещё в XVII веке. Дальнейшее развитие классического представления об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д. Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока. Её неоспоримыми достоинствами являются систематичность и последовательность в движении группы обучающихся от незнания к знанию. Состоятельность и эффективность классно-урочной системы в советский период не вызывала сомнений. И лишь в последние десятилетия вслух заговорили о явных недостатках системы Я.А. Коменского. В первую очередь, это ориентированность на среднего ученика, что создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных учащихся. Такая «усредненность», нивелирование  индивидуальных различий обучающихся противоречит одному из важнейших принципов современного образования – его индивидуальности, антропоцентричности, нацеленности на развитие конкретной личности. Решение этой проблемы в современных условиях – одна из важнейших задач педагогики.

Небесполезным в данной ситуации представляется обращение к истории науки. Ведь в мировой практике существуют и формы организации учебного процесса, учитывающие фактор индивидуализации обучения, которые были отвергнуты Советской школой.

Так была отвергнута идея индивидуализированного обучения, описанная супругами Дьюи и примененная учительницей Еленой Паркхрест в первом десятилетии XX века в г. Дальтон. Эта система вошла в историю педагогики  под названием Дальтон-план, у которого были свои достоинства – он позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу и др. Противники данного подхода приводят утверждение русского педагога К.Д. Ушинского – пустая голова не мыслит. Но может ли она мыслить на уроке? К Дальтон-плану возвращались неоднократно модифицируя его под потребности и возможности общественного развития. Так отголоски его пропаганды начались в 50-60-е гг. прошлого столетия в виде плана Трампа, разработанного профессором Ллойдом Трампом, который предложил читать лекции с использованием технических средств (телевидения, ЭВМ и др.).

План Трампа положил началу «открытых школ» (в 80-х гг. XX века). Однако изначальная недоработка и поспешность применения этой идеи привела к непониманию её сути, серьезных ошибках в реализации и дальнейшему отказу в её использовании.

И хотя классно-урочная система является наиболее устойчивой, остается один факт, который  заставляет нас задумываться над тем, чему учить, где учить, и что мы вообще понимаем под развитием и обучением – информационно-коммуникационные технологии.

Повсеместное использование ИКТ дало толчок в развитии системы дистанционного обучения, как альтернативной формой организации педагогического процесса.

Термин «дистанционное образование» появился в нашей стране сравнительно недавно и означает возможность реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от образовательных центров на значительные расстояния и используют для взаимодействия современные информационные технологии и телекоммуникационные сети.

Дистанционное образование открывает широкие возможности для получения образования и повышения квалификации лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу. Развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой повышения качества людских ресурсов [4].

На сегодняшний день известны самые разнообразные формы организации обучения: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные [1, с.288]; практикумы, факультативные и семинарские занятия, учебные экскурсии и домашняя работа [2, с.433], а так же ряд вспомогательных форм: факультативы, кружки, клубы по интересам, олимпиады, конкурсы, выставки и т.п. [3, с. 294]. Также ведутся отдельные разработки по формам организации дистанционного обучения, ресурсному обеспечению и т.п., однако нет, на наш взгляд, главного – не разработана сама дидактика такой формы образовательного процесса и не встроена четкая система организации педагогического процесса, способствующего развитию общества в целом.

Сегодня мировое сообщество, посредством информационных технологий, становиться на путь самообразования. Оно переходит на индивидуализацию обучения в явном виде. И сейчас педагогика стоит на пути усовершенствования новых форм организации учебного процесса.

Одной из таких форм, позволяющих повысить квалификацию обучающегося, на наш взгляд, является «электронное обучение» (E-learning) - как неотъемлемая часть новой реальности.

Новые средства распространения информации изменяют мир преподавания и обучения. E-learning предлагает школам, университетам, научно-исследовательским центрам и предприятиям новые шансы: «Обучение на базе электроники» использует разнообразные мультимедиа технологии, особенно Интернет, и не зависит от места и времени. На данных платформах есть возможность получить информацию о программах стимулирования электронного обучения, посетить виртуальные учебные занятия, получить интерактивные учебные материалы и обменяться мнениями с другими.

На сегодняшний день под E-learning понимают систему электронного обучения, синоним таких терминов, как, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных и электронных технологий, которая может иметь несколько значений:

·       самостоятельная работа с электронными материалами, используя персональный компьютер, мобильный телефон, DVD-проигрыватель, телевизор);

·       получение консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

·       создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

·       своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

·       стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

·       формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

·       освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

·       возможность развивать учебные Web-ресурсы;

·       возможность в любое время и месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

·       доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития [6].

На наш взгляд, E-learning - это процесс обучения с использованием систем сетевого взаимодействия.

Современные студенты и школьники - в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются обучающимися, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные и коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

Стремительность современного мира требует применение наиболее быстрых и дешевых способов процессов генерации и передачи знаний. E-learning является одним из возможных инструментов, позволяющим решать эту острую проблему современности.

Используемые информационные и коммуникационные технологии являются отражением внешних аспектов организации обучения.

Сущность педагогического аспекта E-learning состоит в реализации особых педагогических подходов, рассматривающих обучающегося как субъекта  собственной образовательной деятельности, имеющего свои цели изучения курса. При этом преподаватель предлагает образовательные услуги и оказывает обучающемуся поддержку, который имеет все необходимые средства для самообразования по собственной траектории и в удобном для него темпе.

Однако следует заметить, что специалисты, занимающиеся E-learning и схожими ему технологиями, как правило, слишком торопятся в охватывании всех их возможностей, решая насущные проблемы, и не задумываются о том, какие могут быть последствия и проблемы. Должны пройти годы для разработок базовой системы и выработки основ использования электронного обучения. При этом E-learning нужно воспринимать как инструмент, помогающий нам достичь желаемого, а не как стратегию.

Однако процесс внедрения E-learning в образование встречает вполне обоснованные трудности, связанные прежде всего с отставанием развития педагогики электронного обучения от развития самих электронных технологий.

На наших глазах рождается новая, «электронная» педагогика. Сегодня приходит понимание, что для обучающегося должно быть создано иное окружение, новые ролевые отношения, новые центры поддержки, новые социальные отношения, новые формы контроля и т.п. При этом сохраняется и модифицируется обучение «лицом к лицу». Но если раньше такое обучение считалось элитным, то теперь это форма для самых слабых, для тех, кому нужна активная помощь преподавателя. Ведь обучающемуся, работающему в сети, доступен учебный материал полностью. Это позволяет быстро проявить самостоятельность. Они идут вперед и выходят в широкую систему общения.

E-learning - это принципиально новая технология образования для жизни в информационном обществе, ориентирующая на новый стиль работы, развивающая умения и навыки для непрерывного образования. Технология E-learning, если ею овладеть, совершенно меняет отношение человека к образованию, она дает возможность обучения где угодно, когда угодно, причем в течение всей жизни, даже не покидая дома и не пересекая границ.

Нет сомнений, что данная форма организации образовательного процесса будет опровергаться «наставниками» классического образования. Здесь можно столкнуться с непониманием и нежеланием что-либо менять в устоявшихся формах обучения. Но в данном случае есть очень хороший аргумент – требование современного общества и времени. Да, мы можем учить «по старинке» - с мелом и тряпкой. Но это будет тянуть вниз не только всю систему образования, но и развитие общества в целом.

Таким образом, можно утверждать, что XXI век – век новых форм организации образовательного процесса. А развитие телекоммуникационных сетей и информационных технологий сыграет решающую роль в подготовке квалифицированных кадров, позволит коренным образом изменить представление об учебном процессе  и e-learning станет основной формой получения знаний.

 

Литература.

 

1.       Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. Педагогическое общество России, 2000. - 640с.

2.       Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и переработанное – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

3.       Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3 –е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512с.

4.       Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? //Библиотековедение. – 2001. - №1.

5.       Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего» / О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева; под ред.: Е.Н. Ястребцева. – М: Интуит.ру, 2006. – 144с.: ил.

6.       Теория и практика дистанционного обучения в России / Под ред. В.П. Тихомирова. М.,1999 г.

7.       Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании» / Магнитогорск: МГУ, 2007.

8.       Фролов И.Н., Черницин А.С. Инновационные технологии сетевого сотрудничества. Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции / Липецк: ЛГПУ, 2008.

9.       Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org

 

 

Категория: Дистанционное обучение | Добавил: FIN (25.11.2009)
Просмотров: 6004 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024