Четверг, 25.04.2024, 10:51
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Каталог статей
Главная » Статьи » Дистанционное обучение

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемы электронного обучения

 

Появление информационного общества является следствием ускоренного развития компьютеров и телеинформационных сетей. Они стали источником глубоких цивилизационных  преобразований и орудием процессов глобализации. Ныне термином "информационное общество” обозначают особую форму социумов, для которой характерно превращение информации в товар, в особую нематериальную ценность, важность которой приравнивается или уже превышает важность материальных изделий. Знания и информация становятся источником общественных изменений, поскольку начинают исполнять  роль капитала и работы в индустриальном обществе.

Процесс становления информационного общества объективен и неотвратим и требует массового овладения современными знаниями. Решение этой проблемы, как показывает опыт передовых стран, возможно только с использованием для массового образования средств электронной техники и глобальной сети Интернет.

Сегодня, когда люди получили возможность работать с Интернетом и иметь в сети свою личную базу знаний, практически сразу становятся социальным благом. Если раньше знания, добытые одним человеком, становились достоянием небольшой группы людей, то теперь они моментально расходятся по всему свету.

В этом случае принципиально важно научить людей извлекать знания из баз данных и других хранилищ информации, генерировать новые знания в электронном виде, т.е. создавать свой контент.

Человек должен научиться эффективно работать и общаться в сетях вне зависимости от географических границ и языковых барьеров. Это то, чего на самом деле не хватает для жизни сегодня.

Эксперты ЮНЕСКО и правительства разных стран, в основном европейское сообщество, приходят к выводу, что достичь хороших результатов можно только в том случае, если университеты в своей практической деятельности по обучению будут использовать так называемый E-learning.

Термин «E-learning» (электронное обучение) все чаще используется для обозначения такого рода деятельности, включая такие понятия как «открытое образование», «дистанционное образование». Электронное обучение делает более доступными образовательные услуги, особенно для людей, не имеющих возможности по различным причинам учиться в традиционном режиме в университетах.

Это принципиально новая технология образования для жизни в информационном обществе, ориентирующая на новый стиль работы, развивающая умения и навыки для непрерывного образования. Технология E-learning, если ею овладеть, совершенно меняет отношение человека к образованию, она дает возможность обучения где угодно, когда угодно, причем в течение всей жизни, даже не покидая дома и не пересекая границ.

Однако процесс внедрения E-learning технологии в образование встречает вполне обоснованные трудности, связанные прежде всего с отставанием развития педагогики электронного обучения от развития самих электронных технологий.

На наших глазах рождается новая педагогика. Сегодня приходит понимание, что для обучающегося должно быть создано иное окружение, новые ролевые отношения, новые центры поддержки, новые социальные отношения, новые формы контроля и т.п. При этом сохраняется и модифицируется обучение «лицом к лицу». Но если раньше такое обучение считалось элитным, то теперь это форма для самых слабых, для тех, кому нужна активная помощь преподавателя. Ведь обучающемуся, работающему в сети, доступен учебный материал полностью. Это позволяет быстро проявить самостоятельность. Они идут вперед и выходят в широкую систему общения.

В то же время, меняя жизнь человека, E-learning многое меняет и в жизни университетов, заставляя их интегрироваться в процесс глобализации. Это порождает большие проблемы в отношении подготовки и переподготовки профессоров и преподавателей. Кроме высокой квалификации в своих предметных областях, они должны владеть информационными технологиями. При известном консерватизме университетов это непростая задача. Причем недостаточно научиться пользоваться Интернетом, необходимо перейти на преподавание всех дисциплин с помощью информационных технологий и Интернета.

Открытие  Информационно-коммуникационных технологий (ICT) в 1990-х привнесло значительные перемены в организацию и функционирование общества. Сегодня первым делом приходя в офис, мы включаем компьютер и проверяем почту, а когда нас нет на рабочем месте, с нами можно связаться посредством мобильного телефона, а через Интернет мы имеем доступ ко всем видам информации, чтобы было невозможно себе и представить в прошлом. В связи со всеми изменениями, которые повлияли на образ нашей жизни и работы, не удивительно, что «обучение» тоже не избежало изменений. В то время как  дистанционное обучение это не новое явление, существующее с 1970-х годов, в рамках таких проектов как Открытый Университет в Англии, возможности ICT объединили потенциальных пользователей и средства организаций, что усилило и ускорило процессы дистанционного образования.

Первые опыты в E-learning, имевшие место в 1990-х годах были зачастую неудачными для обучающихся. В этих первых опытах основной акцент был сделан на технологические аспекты с нереалистичными ожиданиями, что E-learning снизит затраты на обучение и вытеснит обучение «лицом к лицу». Однако результаты были далеко не впечатляющие, так как обучающиеся были изолированы от педагогики, что было обычной ошибкой в применении E-learning по всей Европе.

На настоящий момент E-learning уже более осмыслен  и чисто технологический подход сменился точкой зрения, что E-learning должен быть образовательным процессом, поддержанным технологически: обучающиеся принадлежат к группе, в которой поддерживается связь между обучающимися и тьюторами. Бывшие раньше актуальными темы связи и инфраструктуры на настоящий момент менее актуальны и уступили место содержанию, качеству преподавания, стандартам, обучению тьютеров и организационным изменениям.

Многие страны мира стали производить необходимые инвестиции в их образовательные системы на национальном уровне: инвестиции в инфраструктуру, новые услуги и контент, а также в человеческие и экономические ресурсы с целью создания онлайн и дистанционных программ.

Таким образом, появляется все больше опыта в области E-learning, но что более важно для разнообразных участников, вовлеченных в процесс, будь то образовательные организации, тренинговые компании, преподаватели или студенты это найти способ оценить качество курса, преподаваемого с использованием технологий, а особенно его эффективность и результативность.

Это очень важная инновация информационного общества, оказывающая огромное влияние на людей и качество их жизни. Она же меняет роль и социальный статус университетов. Университет не может сегодня ограничивать свою деятельность выпуском людей, которые пойдут к некоему работодателю. Выпускники должны выходить из университетов не только с высоким уровнем теоретических знаний, но и со знаниями в виде «своего дела», уже включенного в «знаниевую» экономику.

Однако такая технология обучения заставляет задумываться про качество образования. Бизнес, промышленность, сфера услуг выдвигают новые требования к людям информационного общества, а университеты, как правило, действуют старыми методами. О повышении качества образования говорят все, ведутся непрекращающиеся дискуссии о реформах системы образования.

«Необходимое качество образования в информационном обществе не может быть обеспечено старыми методами. В этом суть конфликта между системой высшего образования и обществом. Как показывает практика и проводимые исследования, традиционные административные подходы могут обеспечить не более 5% успеха, даже при внедрении систем менеджмента качества, а 95% качества образования достигается благодаря информационным технологиям, когда одновременно в системе телекоммуникаций поддерживаются исследования и создается контент, когда имеется доступ к использованию всех мировых образовательных ресурсов для постоянного повышения квалификации и обогащения новыми знаниями» (из доклада ректора МЭСИ В.П.Тихомирова - председателя Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науке Государственной Думы, на международной конференции).

Вопрос о качестве учебных курсов и измеримости результатов обучения волнует всех кто связан со сферой образования (особенно тех, кто тратит на обучение деньги). Наиболее всего это критично в E-learning, поскольку приходится доказывать не только то, что курсы эффективны, но и то, что они достаточно эффективны в сравнении с очным обучением. Доступность образования через E-learning должна разрешить и проблему платного и бесплатного образования. Во всяком случае информационные технологии при разумном подходе должны значительно снизить плату за знания. Уж ежели спорить, то спорить надо о том, как научить школьника и студента извлекать знания из огромных хранилищ человеческой мудрости и как сочетать это с воспитанием духовности и нравственности, а также каковы должны быть пропорции естественного и гуманитарного образования и, главное, — как научить человека уважать качество и качественный добросовестный труд.

Оценка качества в такой области как обучение является непростой задачей, так как в данном случае имеет место человеческий фактор, а не просто производство промышленной продукции. Первоначально необходимо выбрать подход к качеству,  а затем параметры и\или индикаторы для того, чтобы провести оценку. Могут использоваться различные подходы, например, основанные на удовлетворенности потребителей, систематические подходы, глобальные подходы.

На основе изучения данных подходов можно сделать следующий вывод о том, что качество электронного обучения зависит от:

1) используемых образовательных входных данных и ресурсов;

2) основных образовательных процессов для достижения целей обучения;

3) организационной среды и вовлеченности участников образовательного процесса.

При этом выделяют факторы качества электронного обучения:

1.    Входные данные, технологии и ресурсы

a.     Образовательные цели программы, учебный план и материалы

b.    Технология

c.     Персонал

d.    Экономика

e.     Партнерство и аутсорсинг

2.    Процессы обучения

a.     Реклама и привлечение

b.    Прием на обучение и контракт со студентом

c.     Образовательные услуги (обучение)

d.    Оценка студентов.

e.     Услуги студентам (деканат)

3.    Организационная среда и вовлеченность

a.     Миссия и ее развертывание

b.    Культура и принципы

c.     Здания, сооружения, оборудования, защита записей

d.    Мониторинг, анализ и улучшение

4.    Результаты

a.     Процент выпуска студентов, динамика численности студентов.

b.    Содержательные компетенции

c.     Образовательные компетенции

d.    Эффект вложений студента. [3]

Однако проблема качества электронного обучения на сегодняшний день не решена. И науке предстоит ещё многое сделать для доказательства валидности электронного обучения современному состоянию общества.

 

Литература.

1.       Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org

2.       Оценка и управление качеством электронного обучения/ Н.В. Тихомирова, А.Г. Гриценко \ НИИ Управления качеством в электронном управлении. http://www.qms.mesi.ru

3.       Работа над качеством: системный подход. О. Мартьянова, зав. сектором менеджмента и анализа качества Учебно-методического управления // "Петрозаводский университет" http://petrsu.ru/Structure/NewsPaper/2007/0420/9.htm

4.       Теория и практика дистанционного обучения в России / Под ред. В.П. Тихомирова. М.,1999 г.

5.       Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании» / Магнитогорск: МГУ, 2007.

Категория: Дистанционное обучение | Добавил: FIN (27.11.2009)
Просмотров: 5992 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 kate_biol  
0
Процесс становленияинформационного общества объективен и неотвратим  - может,заменить на необратим? wink

2 bouplefob  
-1
[color=color_url - Добрый день, дорогие форумчане. Хочу Вас попросить подсказать мне где лучше http://kinozal.in - скачать новые фильмы[color=color_url - .
Прошу не ругайте меня, и не поймите не правильно. Просто я ноб в интернете. Находил http://kinozal.in - kinozal фильмы [color=color_url - но я так хорошего не увидел.

Дорогие модераторы и администраторы я опубликувал свою просьбу на вашем сайте http://frolovin.ucoz.ru в разделе этот. Если я выбрал не тот раздел прошу не удалять а перенести в нужный раздел.
Зарание Вам всем благодарен. Попрошу не судить меня строго и помочь мне.

1 Александр  
0
Здравствуйте, Илья Николаевич. Хочу получить дополнительное образование дистанционно, другой возможности в силу занятости и места проживания не имею. Для начала решил изучить само понятие дистанционное обучение, особенности дистанционного обучения в России, Америке, Европе. Ваша статья открыла для меня очень важный аспект обучения - процесс в котором участвуют учитель и ученики. Оценка качества образования, его конкурентноспособность на рынке, правовой статус. Я думаю, что дистанционное образование имеет огромное будущее. Вызывает сожаление тот факт, что Россия очень неповоротлива, уже сейчас дистанционное обучение во всем мире имеет оборот в миллиарды долларов. Иностранцы спешат заявить о своих стандартах, а это значит о доходах, получаемых за эти стандарты. Идет борьба за студента и мы ее вчистую проигрываем иностранцам. Почему? У меня вызывает недоверие наше дистанционное обучение. Я думаю, что на другом конце провода сидит кучка мошенников, собирает с желающих учиться деньги и на этом их сотрудничество заканчивается. Россия, по моему мнению, это большая воровская банда, где грабители находятся на самом высоком уровне управления в стране. Все МММ, др. пирамиды, строительные скандалы и пр. Это можно продолжать бесконечно. Первое, что нужно для дистанционного обучения в России, правовая база, кто, как, чему учит, ответственность, права и обязанности учителей и учеников. А пока можно много рассуждать о достоинствах дистанционного обучения, но до тех пор пока я не чувствую свою защищенность законом, это похоже на шарлатанство, очень заманчивое. Эту проблему нужно выносить на самый высокий уровень и немедленно. Студенты пока выбирают обучение за границей. Там есть качество, гарантии, авторитет на международном рынке. Если вы занимаетесь этой проблемой в России я желаю вам удачи и готов вам помочь в этой работе в силу своих возможностей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024