ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Информатизация системы
образования –
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
единого информационно-методического
пространства
И.Н. Фролов
Липецкий государственный
педагогический университет, Липецк
Современный этап общественного развития
все чаще характеризуется как период формирования и развития информационного
общества. В то же время существенная роль в информатизации общества принадлежит
информатизации образования – кузницы, где осуществляется комплексное
становление членов этого общества. Стратегическая цель информатизации
образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности
за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении
эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим
требованиям постиндустриального общества[1].
Переход современного общества к
информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных
задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования единого
информационно-методического пространства для повышения профессионального качества
специалиста в области практического использования информационных технологий.
Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом
средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной
политики.
Желаемый уровень специалистов в области
информационных технологий может соответствовать как умению использовать в
деятельности информационный подход и способность эффективно сотрудничать и
обмениваться информацией, так и умению прогнозировать и контролировать
последствия компьютеризации.
XXI век – век информационных технологий.
Оперативное владение необходимой информацией становится главным фактором
развития современного общества. Мы уже не можем представить ни одну отрасль
современной экономики, в которой не использовались бы информационные
технологии. Будущее за людьми, которые получат хорошее образование и широкий
доступ к информации.
В наш информационный век огромное внимание
уделяется информатизации учебного процесса: устанавливаются компьютерные
классы, производят подключение к глобальной сети Internet.
За время внедрения информатики в
образовании меняется роль и место персональных компьютеров и информационных
технологий в жизни учебных заведений. Информатика из учебного предмета превращается
в инструмент, который широко используется во всех сферах деятельности учебного
заведения.
Процесс информатизации системы образования
требует первоочередногорешения кадровых
проблем. Как правило, работают в компьютерных классах только преподаватели
информатики, а учителя-предметники из-за незнания основ работы на ПК боятся
даже подходить к нему. А ведь какие широкие возможности открываются перед
преподавателем, владеющим компьютером. Например, преподаватель, владеющий
информационными технологиями, может сделать лекцию более наглядной,
познавательной: сейчас в продаже имеется широкий выбор CD дисков с различной
информацией, иллюстрациями по тому или иному предмету. Используя их, учебники,
электронные учебники, иллюстрации и, владея ПК, преподаватель может создать
свои наглядные пособия: диаграммы, таблицы, презентации.
Процесс повышения качества информационной
подготовки немыслим без использования во всех формах современной
образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий.
Сегодня практически невозможно найти школу или вуз, в котором бы не изучались
или не использовались информационные технологии. Педагогические программные
средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий,
так и при обучении другим областям знаний. Информационные технологии все шире
применяются в планировании и организации внеучебных мероприятий и управлении
учебными заведениями. Расписание занятий школы или колледжа, построенные с помощью
компьютера, или дистанционное знакомство обучаемых с содержанием предстоящего
занятия за последнее время перестали быть редкостью. Информационные технологии
позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы,
связанные с измерением знаний обучаемых, тестированием и организацией на его
основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в
высших учебных заведениях.
Перечисленные факторы свидетельствуют о
необходимости предъявления специфических требований к педагогам, которым
приходится работать в обновленной системе образования. Современный педагог, вне
зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все
преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении
«своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять
эти технологии на практике. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать
необходимость появления нового направления образовательной деятельности,
связанного с информатизацией образования, единого образовательного пространства.
Актуальность этого педагогического
направления доказывает и рост числа исследований по информатизации образования,
проведенных в последнее время.
Приведенные выше аргументы свидетельствуют
о целесообразности создания в регионе единого информационно-методического
пространства, направленного на улучшение качества преподавания дисциплин.
Одними из наиболее приоритетных направлений
формирования единого информационно-методического пространства являются:
1. Внедрение спецкурса «Информатизация образования» на факультет
повышения квалификаций работников образования, содержащего:
− теорию, технологию и методику
использования информационных и
коммуникационных технологий во всех
уровнях, формах и тематических
направлениях процесса образования,
− дидактические аспекты автоматизации
контроля знаний,
− теорию и методику применения
информационных и коммуникационных технологий в управлении образованием,
− технологию и методику использования
информационных и
коммуникационных средств во внеучебной
деятельности.
2. Подготовка аспирантов и докторантов по специальности 13.00.02 –
теория и
методика обучения и воспитания (информатизация образования).
3. Разработка методической системы обучения педагогов методам и
технологиям информатизации образования.
4. Дистанционное обучение в области информатизации образования.
5. Создание учебников и учебных пособий по информатизации
образования.
6. Научно-исследовательская работа в области информатизации
образования.
7. Организация и проведение конференций, семинаров, выставок и пр.
[1]Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // М.,
Проблемы информатизации высшей школы, 1998. № 3 – 4. С. 13 – 14.