Вторник, 22.05.2018, 18:51
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Каталог статей
Главная » Статьи » Управление образовательной системой

БЛОГОСФЕРА КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Блогосфера как методическое средство взаимодействия

учителей-предметников

 

И.Н. Фролов

Липецкий государственный

педагогический университет

 

В последние годы сетевое сообщество всё чаще оперирует терминологией, основывающейся на понятии блога и его производных – блоггер, блогосфера, блог-культура.  Данная дефиниция относительно нова не только для российского потребителя  сетевых ресурсов, но и для мирового сообщества в целом. По версии газеты Washington Profile, первый блог появился в сети Internet  в 1992(!) году. Им стала новостная страница Тима Бернерса-Ли. А уже 1996 год стал временем широкого распространения блог-культуры за рубежом.  

Российские пользователи Internet вступили в процесс активного освоения возможностей общения посредством блогов несколько лет назад. Однако темпы его внедрения, адаптации к специфике «рунета», скорость освоения  пользователями и увеличение числа сторонников уже к 2005–2006 гг. позволили квалифицированным изданиям сделать вывод о «перерастании» технологии блога в важный фактор социальной жизни, управляющий мнением и интересами крупной группы российских пользователей глобальной сети, новоразвивающейся общественной силой.

Современные социологи и психологи (Владимир Волохонский, Михаил Соколов, Юлия Зайцева, Наталья Курчакова, Павел Протасов), являющиеся одновременно создателями блогов и их активными пользователями, утверждают, что на современном этапе развития блоги являются источником информации, субкультурой, социальной сетью, культурным феноменом, плацдармом испытания пиар-технологий, независимой прессой и т.п. [1]. Создатели наиболее популярных блогов – блоггеры ведущие  свои «Живые журналы» (русское название сервиса Livejournal.com), обрели статус авторитетных и популярных персон, к их мнениям стали прислушиваться.

В современной Интернет-среде блог выполняет ряд функций:

·       коммуникативная функция,

·       функция самопрезентации,

·       функция развлечения,

·       функция сплочения и удержания социальных связей,

·       функция мемуаров,

·       функция саморазвития, или рефлексии,

·       психотерапевтическая функция [3].

Широчайшая область применения, популярность, простота внедрения и использования, большой охват целевой аудитории делает блог не только перспективной и актуальной  технологией СМИ, но активизирует его внедрение в прочих областях деятельности. Так, весьма продуктивным, на наш взгляд, может оказаться разработка технологии применения блога в образовательной системе. А к перечисленному списку выполняемых блогом социальных функций стоит добавить ещё одну – образовательную.

В современной Интернет-среде  термин «блог» является достаточно устоявшимся и определяется как сетевой журнал, в который регулярно добавляются различные записи [5]. В силу использования специфичной интеренет-дефиниции в принципиально отличной сфере научного познания, считаем необходимым уточнить понятие «блог» с позиции педагогической науки. В рамках нашего исследования, учитывая идеи повышения эффективности образовательного процесса в условиях формирования единого мирового образовательного пространства,  мы будем понимать его как регулярно обновляемую личная web-страницу учителя, предназначенную для оперативного обмена информацией с целью повышения методического мастерства.

Исходя из данного определения, ключевой функцией блога в педагогической среде становиться образовательная, направленная на методическую поддержку учителей и являющаяся основным средством информационного пространства образовательной системы региона. При этом образовательная функция блога базируется на сетевом сотрудничестве учителей и методистов региона, формируя сетевое сообщество на добровольческом начале. И это сообщество является первоосновой для блогосферысовокупности всех блогов учителей, являющаяся информационным наполнением единого информационно-методического пространства образовательной системы региона[4].

Учитывая разновидности блога (по автору, по виду мультимедиа, по особенностям контента и по технической основе [5]), можем утверждать, что наиболее эффективным будет являться коллективный или социальный блог, специально разработанный на индивидуальном движке и существующий на отдельном хостинге. Данная мера необходима для ведения модерации блога, учёта новых блоггеров и для более эффективного использования его пользователями сети.

Сформированное на принципе сотрудничества сообщество блоггеров способствует обмену опытом между преподавателями при подготовке дидактического материала к уроку, для составления эффективных мультимедийных презентаций, для поиска информации и сетевого общения, для представления информации широкому кругу пользователей сети Интернет и других задач. [6]

Для облегчения выполнения этих задач работник образования может использовать сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий, аудиозаписей и т.п.

Таким образом, разработав данную сетевую среду (блогосферу) и внедрив её в практику образовательных учреждений можем гарантировать повышение качества образованности выпускников и повышение самообразования преподавателей, т.к. всегда «под рукой» найдётся блог, на котором можно найти подсказку для решения того или иного вопроса.

На наш взгляд, разработка методической блогосферы может быть осуществлена в несколько этапов:

1 этап – «технический», подразумевающий компьютеризацию образовательного учреждения. На сегодняшний день, согласно отчёту Управления образования и науки Липецкой области, все образовательные учреждения Липецкой области оснащены компьютерной техникой и подключены к глобальной сети Интернет. Это тало возможным, благодаря программе «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» [7], реализация которой осуществлялась в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Таким образом, данный этап в регионе пройден.

2 этап – «программный», в ходе которого осуществляется внедрение сетевого программного обеспечения для формирования блогосферы. Для реализации данного этапа возможно воспользоваться различными сценариями для блога, находящимися в свободном распространении по лицензии GPL.

3 этап – «обучающий», направленный на методическую подготовку преподавателей к умению пользоваться блогосферой.  На этом этапе необходимо будет заинтересовать учителей в создании личных блогов и использовании блогов коллег, что делает такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один».

4 этап – «информационный». Для того чтобы блогосфера начала работать необходимо провести начальную работу по привлечению методистов и распространению информации о формировании сетевой методической поддержки учителей региона. Этот этап может оказаться самым тяжёлым, но после его реализации блогосфера встанет на путь саморазвития и методическое сообщество сможет развиваться самостоятельно.

В следствие представленной поэтапности внедрения системы телекоммуникационного образовательно-педагогического общения в систему образования региона мы сможем не только сформировать единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, но и создать благоприятные условия для повышения качества образования.

Таким образом, блог может стать основным средством методической поддержки преподавателей в информационном образовательном пространстве  региона.

Источники:

1. Наука о блогах. http://blogscience.ru. 30.09.2008г.

2. Сафонова Т. В. Порядок интеракции в сетевых дневниках: альтернативная экономика сообщений // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов// Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. СПб.:Издательство СПбГУ, 2006.

4. Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона. Дистанционное и виртуальное обучение.    М., 2008. №5

5. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org 10.10.2008г.

          6. Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании».    Магнитогорск, 2007.

7. Официальный сайт управления образования и науки Липецкой области. http://deptno.lipetsk.ruhttp://deptno.lipetsk.ru 25.10.2008г.

Категория: Управление образовательной системой | Добавил: FIN (27.11.2009)
Просмотров: 1897 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Hello...

1  
почерпнул много нового

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018