Вторник, 22.05.2018, 18:45
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Каталог статей
Главная » Статьи » Управление образовательной системой

ПОНЯТИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона


 

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу повышения профессионального качества специалиста в области практического использования информационных технологий. Потребность общества в квалифицированных кадрах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики, суть которого заключается в информатизации системы образования [1,169].

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2].

Этот процесс включает в себя:

во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей;

во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

в-четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Практика информатизации системы образования поставила ряд проблем: наиболее острая - проблема «сопротивления учителей» внедрению НИТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Другая проблема – появление категории людей, стремящихся погрузиться в виртуальную реальность на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащемся другими лицами ему во вред и от несанкционированного доступа к школьным базам данных, авторское право и, в частности, использование в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение и т.д.

С другой стороны, нельзя не учитывать фактор глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Процесс повышения качества образования в современном обществе немыслим без использования информационных и коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти школу или вуз, в котором бы не изучались или не использовались информационные технологии. Педагогические программные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний. Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний обучаемых, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших учебных заведениях.

Перечисленные факторы свидетельствуют о необходимости предъявления специфических требований к педагогам, которым приходится работать в обновленной системе образования. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике.

Всё вышесказанное подчеркивает необходимость появления нового направления образовательной деятельности, связанного с информатизацией образования, – создание единого информационного образовательного пространства. Актуальность этого педагогического направления доказывает и рост числа исследований по информатизации образования, проведенных в последнее время. Однако помимо принятия ряда документов, закрепляющих концептуальные основы информатизации сферы образования Российской Федерации, на федеральном уровне всё более явной становится необходимость реструктуризации соответствующей области системы образования на уровне отдельно взятого региона, учитывая его специфику.

Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определяется необходимость реорганизации муниципальной методической службы, построения её деятельности на принципах сетевой организации [3]. Для этого, на наш взгляд, необходимо определение структуры взаимодействия органов управления системой образования региона, объединённых в единое информационное образовательное пространство.

Анализ психолого-педагогической и технической литературы позволяет нам под «информационным пространством» понимать совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их познавательных потребностей.
В настоящее время ярко обозначилась необходимость реорганизации методической службы системы образования каждого региона РФ, учитывая его социальную, культурную, геополитическую и экономическую специфику.
Процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер. Разобраться в нововведениях и их реализации в педагогической практике должен помочь учителю методист. Для этого ему необходимо владеть оперативной информацией обо всех происходящих изменениях в методах преподавания дисциплин, быть компетентным в определении целей этих изменений и механизмов их реализации.
На сегодняшний день организация методической работы региона, как части системы непрерывного образования преподавателей, требует принятия решительных мер, направленных на развитие единого информационного пространства образовательной системы. Так как одной из целей методической работы является обмен опытом, то мы считаем, что назрела необходимость формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы региона, основанное на сетевом взаимодействии учителей-методистов [4, 138].

Под понятием единого информационно-методического пространства (ЕИМП) образовательной системы мы понимаем составную часть образовательного пространства региона, включающую в себя комплекс мер по организации методической поддержки учителей и мероприятий, направленных на повышение качества преподавания посредством использования информационных технологий.

В городских и крупных сельских школах создаются методические объединения (кафедры) по предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы. Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях – дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Одна из основных форм методической работы – посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. Но, к сожалению, нельзя говорить о методической грамотности учителя-предметника, урок которого проанализирован внутри одной школы, или методистом с которым он в «хороших» отношениях. То же происходит и с учителями малокомплектных школ, которые работают, как правило, в межшкольных методических объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, мы уйдем от предвзятости к анализу уроков, учителя-предметники смогут увидеть различные формы и методы проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, на который будет дано наибольшее количество положительных оценок. Так же, мы сможем сформировать единую образовательную технологию – систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определённом содержании и методах обучения. Данная система, на наш взгляд, должна быть организована на инновационных принципах взаимодействия педагогов всего региона – формирования сетевого сообщества [5, 108]. Это позволит выработать единые требования в ВУЗах области к абитуриентам при поступлении на различные специальности.

Таким образом, важным шагом в повышении профессионального качества специалиста в области практического использования информационных технологий является выработка общей концепции формирования и развития единого информационно-методического пространства образовательной системы региона.

 

Литература

1.    Фролов, И.Н. Информатизация системы образования –  основа формирования единого информационно-методического пространства / И.Н. Фролов // XVII конференция-выставка «Инормационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II. – М.Ж «БИТ про», 2007 – 172с.

2.    Словарь Федерации Интернет образования / http://dictionary.fio.ru/article.php?id=20313

3.    Приказ Министра образования РФ В.М. Филиппова от  11.02.2002  N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» / http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc02/393.html#1

4.    Фролов, И.Н. Сетевая организация методической работы образовательной системы региона / И.Н. Фролов // Материалы VII Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике». Пенза, Приволжский дом знаний, 2007 – 156с.

Фролов, И.Н. Сетевое сообщество как инновационная технология организации методической работы образовательной системы региона / И.Н. Фролов // Материалы Региональной научно-практической конференции «Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы». Воронеж, ВГПУ, 2007 – 140с.
Категория: Управление образовательной системой | Добавил: FIN (27.11.2009)
Просмотров: 2360 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018