Вторник, 22.05.2018, 18:51
ФРОЛОВ Илья Николаевич
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
 Каталог статей
Главная » Статьи » Управление образовательной системой

ВИРТУАЛЬНАЯ КАФЕДРА КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Виртуальная кафедра

как основа информационно-методического пространства образовательной системы региона

 

Фролов Илья Николаевич,

f_i_n@rambler.ru

 

Липецкий государственный

педагогический университет

 


Подготовка специалиста в современных условиях сопряжена с определенными трудностями технического, финансового, но больше всего методического порядка. Это связано с большой скоростью устаревания учебных и научных материалов и невозможностью проведения обучения по схеме «преподаватель-студент-учебник». Кроме того специфика информационных технологий такова, что смена технологической базы требует не только модернизации существующих знаний, но и смены парадигмы профессиональной подготовки. Все это порождает качественно новые проблемы в подготовке специалистов [3].

Для исследования и решения педагогических и методических задач в области подготовки специалистов ИТ сферы на кафедре прикладной математики и информационных технологий  Липецкого государственного педагогического университета создана и внедрена в эксплуатацию виртуальная кафедра, являющаяся отражением учебной и научной деятельности кафедры в информационном пространстве региона.

Основная задача кафедры – подготовка профессиональных и педагогических кадров высшей квалификации на основе использования новых педагогических и информационных технологий, технологий электронного обучения и информатизации учебного процесса.

Виртуальная кафедра представляет собой интеграцию реальных и виртуальных процессов и ресурсов образовательной деятельности на основе использования технологий электронного обучения, что обеспечивает возможность непрерывной актуализации образовательного контента, предоставления обучающимся дополнительных возможностей для интенсификации образовательного процесса, поддерживает мобильность учащихся и непрерывность образования, повышает объем самостоятельной работы обучающегося.

Виртуальная кафедра представляет собой интеграцию педагогических, учебно-методических, программно-технических, информационных и других ресурсов для переноса значительной части образовательной деятельности в виртуальное пространство.

Виртуализация кафедры открывает возможность для перехода к технологиям смешанного обучения, дает возможность оперативного решения таких задач, как: обучение преподавателей и учащихся технологиям электронного обучения, внедрение инновационных образовательных технологий, накопление собственного электронного образовательного контента, легкость взаимодействия с другими виртуальными кафедрами, возможность персонифицированного взаимодействия учащегося и преподавателя через среду организации электронного обучения.

За основу виртуализации кафедры взята система электронного обучения Moodle  (Modular Object-Oriented  Dynamic  Learning  Environment –  Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда; http://moodle.org/), которая обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде, среди которых – различные опции формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения и организации сообщества обучающихся. При этом все основные опции системы Moodle разрабатывались с ориентацией на педагогику социального конструктивизма, что означает активное вовлечение учащихся в процесс формирования знания и их взаимодействие между собой. При этом, хотя сама система является интуитивной и достаточно простой в использовании, она позволяет преподавателям реализовать креативные проекты различных уровней сложности.

Следующим шагом развития виртуальной кафедры является внедрение блогового портала методистов региона, что на наш взгляд является неотъемлемой частью реализации информационно-методического пространства образовательной системы.

Современные социологи и психологи (Владимир Волохонский, Михаил Соколов, Юлия Зайцева, Наталья Курчакова, Павел Протасов), являющиеся одновременно создателями блогов и их активными пользователями, утверждают, что на современном этапе развития блоги являются источником информации, субкультурой, социальной сетью, культурным феноменом, плацдармом испытания пиар-технологий, независимой прессой и т.п.

В современной Интернет-среде блог выполняет ряд функций:

·       коммуникативная функция,

·       функция самопрезентации,

·       функция развлечения,

·       функция сплочения и удержания социальных связей,

·       функция мемуаров,

·       функция саморазвития, или рефлексии,

·       психотерапевтическая функция [1].

Широчайшая область применения, популярность, простота внедрения и использования, большой охват целевой аудитории делает блог не только перспективной и актуальной  технологией СМИ, но активизирует его внедрение в прочих областях деятельности. Так, весьма продуктивным, на наш взгляд, может оказаться разработка технологии применения блога в образовательной системе.

В современной Интернет-среде  термин «блог» является достаточно устоявшимся и определяется как сетевой журнал, в который регулярно добавляются различные записи [2]. В силу использования специфичной интеренет-дефиниции в принципиально отличной сфере научного познания, считаем необходимым уточнить понятие «блог» с позиции педагогической науки. В рамках нашего исследования, учитывая идеи повышения эффективности образовательного процесса в условиях формирования единого мирового образовательного пространства,  мы будем понимать его как регулярно обновляемую личная web-страницу учителя, предназначенную для оперативного обмена информацией с целью повышения методического мастерства.

Исходя из данного определения, ключевой функцией блога в педагогической среде становиться образовательная, направленная на методическую поддержку учителей и являющаяся основным средством информационного пространства образовательной системы региона. При этом образовательная функция блога базируется на сетевом сотрудничестве учителей и методистов региона, формируя сетевое сообщество на добровольческом начале. И это сообщество является первоосновой для блогосферысовокупности всех блогов учителей, являющаяся информационным наполнением единого информационно-методического пространства образовательной системы региона[4].

Учитывая разновидности блога (по автору, по виду мультимедиа, по особенностям контента и по технической основе [2]), можем утверждать, что наиболее эффективным будет являться коллективный или социальный блог, специально разработанный на индивидуальном движке и существующий на отдельном хостинге. Данная мера необходима для ведения модерации блога, учёта новых блоггеров и для более эффективного использования его пользователями сети.

Сформированное на принципе сотрудничества сообщество блоггеров способствует обмену опытом между преподавателями при подготовке дидактического материала к уроку, для составления эффективных мультимедийных презентаций, для поиска информации и сетевого общения, для представления информации широкому кругу пользователей сети Интернет и других задач. [5]

Для облегчения выполнения этих задач работник образования может использовать сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий, аудиозаписей и т.п. Следовательно, блог может стать основным средством методической поддержки преподавателей в информационном образовательном пространстве  региона.

Таким образом, виртуализация кафедр позволяет расширить возможность методической составляющей в системе образования и повысить качество подготовки будущих специалистов.

 

 

Литература

1.     Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов// Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. СПб.:Издательство СПбГУ, 2006.

2.     Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org .

3.     Сухомлин В.А. Создание виртуального национального университета ИТ-образования. М: МАКС Пресс, 2007, 60 с.

4.     Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона. Дистанционное и виртуальное обучение.    М., 2008. №5

5.     Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании».    Магнитогорск, 2007.

Категория: Управление образовательной системой | Добавил: FIN (27.11.2009)
Просмотров: 2317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018