Подготовка специалиста в современных условиях
сопряжена с определенными трудностями технического, финансового, но больше
всего методического порядка. Это связано с большой скоростью устаревания
учебных и научных материалов и невозможностью проведения обучения по схеме «преподаватель-студент-учебник».
Кроме того специфика информационных технологий такова, что смена
технологической базы требует не только модернизации существующих знаний, но и
смены парадигмы профессиональной подготовки. Все это порождает качественно новые
проблемы в подготовке специалистов [3].
Для исследования и решения педагогических и
методических задач в области подготовки специалистов ИТ сферы на кафедре
прикладной математики и информационных технологийЛипецкого государственного педагогического
университета создана и внедрена в эксплуатацию виртуальная кафедра, являющаяся
отражением учебной и научной деятельности кафедры в информационном пространстве
региона.
Основная задача кафедры – подготовка профессиональных
и педагогических кадров высшей квалификации на основе использования новых
педагогических и информационных технологий, технологий электронного обучения и
информатизации учебного процесса.
Виртуальная кафедра представляет собой интеграцию
реальных и виртуальных процессов и ресурсов образовательной деятельности на
основе использования технологий электронного обучения, что обеспечивает
возможность непрерывной актуализации образовательного контента, предоставления обучающимся
дополнительных возможностей для интенсификации образовательного процесса, поддерживает
мобильность учащихся и непрерывность образования, повышает объем самостоятельной
работы обучающегося.
Виртуальная кафедра представляет собой интеграцию педагогических,
учебно-методических, программно-технических, информационных и других ресурсов для
переноса значительной части образовательной деятельности в виртуальное
пространство.
Виртуализация
кафедры открывает возможность для перехода к технологиям смешанного обучения,
дает возможность оперативного решения таких задач, как: обучение преподавателей и
учащихся технологиям электронного обучения, внедрение инновационных образовательных
технологий, накопление собственного электронного образовательного контента,
легкость взаимодействия с другими виртуальными
кафедрами, возможность
персонифицированного взаимодействия учащегося и преподавателя через среду
организации электронного обучения.
За основу виртуализации
кафедры взята система
электронного обучения Moodle(Modular
Object-OrientedDynamicLearningEnvironment –Модульная
объектно-ориентированная динамическая обучающая среда; http://moodle.org/), которая обладает широчайшим набором возможностей
для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде, среди которых
– различные опции формирования и представления учебного материала, проверки
знаний и контроля успеваемости, общения и организации сообщества обучающихся.
При этом все основные опции системы Moodle разрабатывались с ориентацией на
педагогику социального конструктивизма, что означает активное вовлечение
учащихся в процесс формирования знания и их взаимодействие между собой. При
этом, хотя сама система является интуитивной и достаточно простой в использовании,
она позволяет преподавателям реализовать креативные проекты различных уровней
сложности.
Следующим шагом развития виртуальной
кафедры является внедрение блогового портала методистов региона, что на наш
взгляд является неотъемлемой частью реализации информационно-методического
пространства образовательной системы.
Современные социологи и психологи (Владимир
Волохонский, Михаил Соколов, Юлия Зайцева, Наталья Курчакова, Павел Протасов),
являющиеся одновременно создателями блогов и их активными пользователями,
утверждают, что на современном этапе развития блоги являются источником
информации, субкультурой, социальной сетью, культурным феноменом, плацдармом
испытания пиар-технологий, независимой прессой и т.п.
В современной Интернет-среде блог выполняет ряд
функций:
·коммуникативная функция,
·функция самопрезентации,
·функция развлечения,
·функция сплочения и удержания социальных связей,
·функция мемуаров,
·функция саморазвития, или рефлексии,
·психотерапевтическая функция [1].
Широчайшая область применения, популярность, простота
внедрения и использования, большой охват целевой аудитории делает блог не
только перспективной и актуальнойтехнологией СМИ, но активизирует его внедрение в прочих областях
деятельности. Так, весьма продуктивным, на наш взгляд, может оказаться
разработка технологии применения блога в образовательной системе.
В современной Интернет-средетермин «блог» является достаточно устоявшимся
и определяется как сетевой журнал, в который регулярно добавляются различные
записи [2]. В силу использования специфичной интеренет-дефиниции в принципиально
отличной сфере научного познания, считаем необходимым уточнить понятие «блог» с
позиции педагогической науки. В рамках нашего исследования, учитывая идеи
повышения эффективности образовательного процесса в условиях формирования
единого мирового образовательного пространства,мы будем понимать его как регулярно
обновляемую личная web-страницу
учителя, предназначенную для оперативного обмена информацией с целью повышения
методического мастерства.
Исходя из данного определения, ключевой функцией
блога в педагогической среде становиться образовательная, направленная на методическую поддержку учителей и
являющаяся основным средством информационного пространства образовательной
системы региона. При этом образовательная функция блога базируется на сетевом
сотрудничестве учителей и методистов региона, формируя сетевое сообщество на
добровольческом начале. И это сообщество является первоосновой для блогосферы – совокупности всех блогов учителей, являющаяся информационным
наполнением единого информационно-методического пространства образовательной системы
региона[4].
Учитывая разновидности блога
(по автору, по виду мультимедиа, по особенностям контента и по технической
основе [2]), можем утверждать, что наиболее эффективным будет являться коллективный или социальный блог, специально
разработанный на индивидуальном движке и существующий на отдельном хостинге.
Данная мера необходима для ведения модерации блога, учёта новых блоггеров и для
более эффективного использования его пользователями сети.
Сформированное на принципе сотрудничества сообщество
блоггеров способствует обмену опытом между преподавателями при подготовке
дидактического материала к уроку, для составления эффективных мультимедийных
презентаций, для поиска информации и сетевого общения, для представления
информации широкому кругу пользователей сети Интернет и других задач. [5]
Для облегчения выполнения этих задач работник
образования может использовать сетевое программное обеспечение, поддерживающее
групповые взаимодействия, когда они не создаются по указанию сверху, а
складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых
участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по
созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий, аудиозаписей и т.п.
Следовательно, блог может стать основным средством методической поддержки
преподавателей в информационном образовательном пространстверегиона.
Таким образом, виртуализация кафедр позволяет
расширить возможность методической составляющей в системе образования и
повысить качество подготовки будущих специалистов.
3.Сухомлин В.А. Создание виртуального
национального университета ИТ-образования. М: МАКС Пресс, 2007, 60 с.
4.Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического
пространства образовательной системы региона. Дистанционное и виртуальное обучение.–М., 2008. №5
5.Фролов
И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании».–Магнитогорск,
2007.