АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
И.Н. Фролов (г.Липецк)
Актуальность
формирования
единого
информационно-методического пространства
образовательной
системы региона
Современный
этап общественного развития все чаще характеризуется как период формирования и
развития информационного общества. В то же время существенная роль в
информатизации общества принадлежит информатизации образования, где
осуществляется комплексное становление членов этого общества. Стратегическая
цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной
деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном
повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом
мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.
За время внедрения
информатики в систему образования меняется роль и место персональных
компьютеров и информационных технологий в жизни учебных заведений. Информатика
из учебного предмета превращается в инструмент, который широко используется во
всех сферах деятельности учебного заведения: во-первых, информационные технологии в обучении усиливают
индивидуализацию обучения, что является важным условием эффективного развития
познавательной потребности учащихся; во-вторых, с распространением идеологии компьютерного
обучения, предусматривающего использование программных средств, которые берут
на себя все больше и больше учительских функций, становится актуальным вопрос
об изменении роли и функций учителя в условиях компьютерного класса. Роль
компьютера во всех случаях заключается в том, чтобы быть надежным и
дружественным помощником учителя и ученика. При этом учитель остается
центральной фигурой учебного процесса. В компьютерном обучении от учителя
зависит, когда использовать программные средства, как приспособить их к определенному
контингенту учащихся, в каких случаях использовать для улучшения процесса
развития познавательных потребностей учащихся.
Процесс
повышения качества информационной подготовки немыслим без использования во всех
формах современной образовательной деятельности информационных и
коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти школу или
вуз, в котором бы не изучались или не использовались информационные технологии.
Педагогические программные средства применяются как с целью изучения собственно
информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.
Информационные технологии все шире применяются в планировании и организации
внеучебных мероприятий и управлении учебными заведениями. Расписание занятий
школы, колледжа, техникума или ВУЗа, построенные с помощью компьютера, или
дистанционное знакомство обучаемых с содержанием предстоящего занятия, за
последнее время перестали быть редкостью. Информационные технологии позволяют
поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с
измерением знаний обучаемых, тестированием и организацией на его основе
принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших
учебных заведениях.
Исходя из
этого, можем утверждать, что процесс информатизации системы образования требует
первоочередногорешения кадровых
проблем.
Переход
современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в
качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования
единого информационно-методического пространства для повышения профессионального
качества специалиста в области практического использования информационных
технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих
арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор
образовательной политики.
Перечисленные
факторы свидетельствуют о необходимости предъявления специфических требований к
педагогам, которым приходится работать в обновленной системе образования.
Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен
органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных
технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять
эти технологии на практике. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать
необходимость появления нового направления образовательной деятельности,
связанного с информатизацией образования, – единого информационно-методического
пространства.
Актуальность
этого педагогического направления доказывает и рост числа исследований по
информатизации образования, проведенных в последнее время.
Неудовлетворительное состояние использования
информационных технологий в образовательной системе региона обуславливает разработки
научно-теоретических и методологических основ единого
информационно-методического пространства образовательной системы региона.