БЛОГОСФЕРА КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Блогосфера как методическое средство
взаимодействия
учителей-предметников
И.Н. Фролов
Липецкий государственный
педагогический университет
В последние годы сетевое сообщество всё чаще оперирует
терминологией, основывающейся на понятии блога и его производных – блоггер, блогосфера,
блог-культура.Данная дефиниция
относительно нова не только для российского потребителя сетевых ресурсов, но и для мирового сообщества
в целом. По версии газеты Washington Profile, первый блог появился в сети Internetв 1992(!) году. Им стала новостная страница Тима
Бернерса-Ли. А уже 1996 год стал временем широкого распространения блог-культуры
за рубежом.
Российские пользователи Internet вступили в процесс активного освоения возможностей
общения посредством блогов несколько лет назад. Однако темпы его внедрения,
адаптации к специфике «рунета», скорость освоения пользователями и увеличение числа сторонников
уже к 2005–2006 гг. позволили квалифицированным изданиям сделать вывод о
«перерастании» технологии блога в важный фактор социальной жизни, управляющий
мнением и интересами крупной группы российских пользователей глобальной сети,
новоразвивающейся общественной силой.
Современные социологи и психологи (Владимир
Волохонский, Михаил Соколов, Юлия Зайцева, Наталья Курчакова, Павел Протасов),
являющиеся одновременно создателями блогов и их активными пользователями, утверждают,
что на современном этапе развития блоги являются источником информации,
субкультурой, социальной сетью, культурным феноменом, плацдармом испытания
пиар-технологий, независимой прессой и т.п. [1]. Создатели наиболее популярных
блогов – блоггеры –ведущие свои
«Живые журналы» (русское название сервиса Livejournal.com), обрели статус
авторитетных и популярных персон, к ихмнениям стали прислушиваться.
В современной Интернет-среде блог выполняет ряд
функций:
·коммуникативная функция,
·функция самопрезентации,
·функция развлечения,
·функция сплочения и удержания
социальных связей,
·функция мемуаров,
·функция саморазвития, или
рефлексии,
·психотерапевтическая функция [3].
Широчайшая область применения, популярность, простота
внедрения и использования, большой охват целевой аудитории делает блог не
только перспективной и актуальной технологией
СМИ, но активизирует его внедрение в прочих областях деятельности. Так, весьма
продуктивным, на наш взгляд, может оказаться разработка технологии применения
блога в образовательной системе. А к перечисленному списку выполняемых блогом
социальных функций стоит добавить ещё одну – образовательную.
В современной Интернет-среде термин «блог» является достаточно устоявшимся
и определяется как сетевой журнал, в который регулярно добавляются различные
записи [5]. В силу использования специфичной интеренет-дефиниции в
принципиально отличной сфере научного познания, считаем необходимым уточнить
понятие «блог» с позиции педагогической науки. В рамках нашего исследования,
учитывая идеи повышения эффективности образовательного процесса в условиях
формирования единого мирового образовательного пространства, мы будем понимать его как регулярно обновляемую личная web-страницу
учителя, предназначенную для оперативного обмена информацией с целью повышения
методического мастерства.
Исходя из данного определения, ключевой функцией блога
в педагогической среде становиться образовательная,
направленная на методическую поддержку учителей и являющаяся основным средством
информационного пространства образовательной системы региона. При этом
образовательная функция блога базируется на сетевом сотрудничестве учителей и
методистов региона, формируя сетевое сообщество на добровольческом начале. И
это сообщество является первоосновой для блогосферы
– совокупности всех блогов учителей,
являющаяся информационным наполнением единого информационно-методического
пространства образовательной системы региона[4].
Учитывая разновидности блога
(по автору, по виду мультимедиа, по особенностям контента и по технической
основе [5]), можем утверждать, что наиболее эффективным будет являться коллективный или социальный блог, специально
разработанный на индивидуальном движке и существующий на отдельном хостинге. Данная
мера необходима для ведения модерации блога, учёта новых блоггеров и для более
эффективного использования его пользователями сети.
Сформированное на принципе сотрудничества сообщество блоггеров
способствует обмену опытом между преподавателями при подготовке дидактического
материала к уроку, для составления эффективных мультимедийных презентаций, для
поиска информации и сетевого общения, для представления информации широкому
кругу пользователей сети Интернет и других задач. [6]
Для облегчения выполнения этих задач работник
образования может использовать сетевое программное обеспечение, поддерживающее
групповые взаимодействия, когда они не создаются по указанию сверху, а
складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых
участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по
созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий, аудиозаписей и т.п.
Таким образом, разработав данную сетевую среду (блогосферу)
и внедрив её в практику образовательных учреждений можем гарантировать
повышение качества образованности выпускников и повышение самообразования
преподавателей, т.к. всегда «под рукой» найдётся блог, на котором можно найти
подсказку для решения того или иного вопроса.
На наш взгляд, разработка методической блогосферы
может быть осуществлена в несколько этапов:
1 этап – «технический», подразумевающий компьютеризацию
образовательного учреждения. На сегодняшний день, согласно отчёту Управления
образования и науки Липецкой области, все образовательные учреждения Липецкой
области оснащены компьютерной техникой и подключены к глобальной сети Интернет.
Это тало возможным, благодаря программе «Развитие образования Липецкой области
(2006-2008 годы)» [7], реализация которой осуществлялась в рамках приоритетного
национального проекта «Образование». Таким образом, данный этап в регионе
пройден.
2 этап – «программный», в ходе которого осуществляется
внедрение сетевого программного обеспечения для формирования блогосферы. Для
реализации данного этапа возможно воспользоваться различными сценариями для
блога, находящимися в свободном распространении по лицензии GPL.
3 этап – «обучающий», направленный на методическую
подготовку преподавателей к умению пользоваться блогосферой.На этом этапе необходимо будет заинтересовать
учителей в создании личных блогов и использовании блогов коллег, что делает
такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной
взаимности и других ограничений общения «один на один».
4 этап – «информационный». Для того чтобы блогосфера
начала работать необходимо провести начальную работу по привлечению методистов
и распространению информации о формировании сетевой методической поддержки
учителей региона. Этот этап может оказаться самым тяжёлым, но после его
реализации блогосфера встанет на путь саморазвития и методическое сообщество
сможет развиваться самостоятельно.
В следствие представленной поэтапности внедрения
системы телекоммуникационного образовательно-педагогического общения в систему
образования региона мы сможем не только сформировать единое
информационно-методическое пространство образовательной системы региона, но и
создать благоприятные условия для повышения качества образования.
Таким образом, блог может стать основным средством
методической поддержки преподавателей в информационном образовательном
пространстверегиона.
4. Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического
пространства образовательной системы региона. Дистанционное и виртуальное обучение.–М., 2008. №5
6. Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность
в открытом образовании».–Магнитогорск, 2007.